Натуральное возмещение и реальная защита прав
Чистюхин Владимир Викторович
Заместитель председателя Центрального банка Российской Федерации (Банка России)
|
Как регулятор оценивает законопроект, вводящий натуральную форму возмещения в ОСАГО? Позволит ли эта мера стабилизировать рынок?
Законопроект преследовал несколько базовых целей. Первая – повысить доступность ОСАГО, прежде всего, в так называемых «токсичных регионах», где очень высокая убыточность и активность мошенников, откуда уходили страховые компании. Вторая цель заключается в защите прав потребителей – для этого в законопроект внесены требования к расстояниям нахождения станции техобслуживания, к срокам ремонта, нормы о гарантиях и ответственности страховщиков за качество ремонта. Если потребитель недоволен качеством ремонта, превышением сроков или какими-то ещё нарушениями при осуществлении натурального возмещения, он по правовым вопросам взаимодействует не со станцией техобслуживания, а со страховой компанией. А страховая компания поднадзорна Центральному Банку Российской Федерации, и в отношении нее при необходимости можно применять всю широту мер надзорного реагирования.
Важная норма – детали предоставляются без износа. Это дополнительные расходы для страховщиков, но мы считаем, что это совершенно разумный компромисс по сравнению с выплатой деньгами, и эту норму поддерживаем.
Центральному Банку предоставляется право приостановления права страховой компании на осуществление натурального возмещения в том случае, если она не может эту услугу оказывать качественно. В случае принятия нами такого решения, страховая компания будет обязана платить страхователю деньги, если они договором между собой не предусмотрят иное.
Третья цель законопроекта – это борьба с мошенничеством. Я считаю, закон убирает ахиллесову пяту системы ОСАОГО – очень легкое получение денежных компенсаций мошенниками и лицами, злоупотребляющими правом. Добиться каких-то дополнительных платежей при натуральной форме возмещения станет намного сложнее. К сожалению, всех мошенников и злоупотребителей натуральное возмещение, конечно, не остановит – это очень креативные люди, как бы мы не старались им помешать, они быстро находят новые способы и лазейки.
Новый закон – не панацея от всех бед. Это лишь часть комплекса мер, направленных на стабилизацию рынка ОСАГО. Еще есть предложения по страховому омбудсмену, который бы занимался спорами по страхованию на первом этапе. Есть задача повышения уровня взаимодействия с правоохранительными органами, которые боролись бы с лицами, которые злоупотребляют правом и осуществляют мошеннические действия, она становится все более важной (причем не только применительно к ОСАГО, но и к агрострахованию и страхованию жизни). Возможно, в будущем мы будем думать о системном законодательстве по страховому мошенничеству, по аналогии с тем, как это принято во многих других странах. Возможно, необходимо будет создать институт страховых детективов, которые занимались бы расследованием спорных страховых случаев. А до того момента нам нужно очень плотно работать с региональными властями, прокуратурой, региональными органами МВД, чтобы в рамках действующего законодательства делать все для снижения последствий деятельности лиц, злоупотребляющих правом и совершающих мошенничество.
Конечно, напряженность на рынке ОСАГО сегодня высока, нам очень сложно разговаривать с предпринимателями, которые несут убытки на данном сегменте. Однако, доступ на розничный рынок страховые компании сегодня имеют только через лицензию по ОСАГО, другого пути у них нет. Если они хотят продавать розничные продукты физическим лицам, ОСАГО является наилучшим ключом, который открывает дверь к потребителю. Поэтому страховые компании должны оценивать свои прибыли и убытки, доходы и расходы комплексно, для всех розничных видов. Тем не менее, это не снимает проблемы самого ОСАГО – сегмент быстро катится к убыточности, и нам хотелось бы, чтобы новые нормы заработали как можно скорее.
Не думаю, что из-за ситуации с ОСАГО мы увидим банкротства страховых компаний или что страховщики будут массово сдавать лицензии. Процесс отказа от ОСАГО начался раньше, когда не все присоединились к системе «единого агента», и всех, кто хотел сдать лицензию, мы сейчас уже знаем.
Законопроект является плодом нашего совместного труда и определенным компромиссом. Он устанавливает баланс интересов и, что самое важное, является эволюционным законом. Эволюционность заключается в том, что если страховая компания по каким-то причинам не может обеспечить ремонт на тех условиях, которые бы максимально защитили потребителя – автовладельца, она должна будет продолжать платежи деньгами, и никакого разрыва в цепочке никогда не произойдет. Закон плавно переводит нас с одной системы на другую, дает страховым компаниям возможность выбрать наиболее уязвимые точки и уязвимые регионы и именно там развернуть сеть станций техобслуживания, которые будут осуществлять ремонт. Из всех возможных вариантов выхода выбран наиболее реальный и именно тот, который приведет нас к позитивному результату.